Развитие межрегиональной инфраструктуры поддержки жилищного просвещения при участии социально ориентированных некоммерческих организаций работающих в жилищной сфере
Раздел 1. Текущее состояние сферы реализации программы
1.1.Общая характеристика деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся целевой группой программы
Целевая группа программы - социально ориентированные некоммерческие организации, действующие в жилищной сфере в России, преимущественно - являющиеся членами Ассоциации НКО по содействию развития ТСЖ и ЖСК; занимающиеся жилищным просвещением.
Жилищное просвещение - это общественно-государственная, социально-ориентированная система, направленная на формирование компетентности в жилищной сфере и удовлетворение жилищных потребностей в интересах личности, гражданского общества и правового государства.
1.2.Проблемы, на решение которых направлена программа, с обоснованием их актуальности и значимости
Проблемы |
Актуальность |
1.Отсутствие на федеральном, региональном и местном уровне артикулированного запроса на жилищное просвещение со стороны государства в целях эффективной реализации реформы ЖКХ |
-Без системной и регулярной поддержки социально ориентированные НКО не смогут оказывать устойчивую услугу по жилищному просвещению. -Без просвещенного собственника реализация основного вектора жилищной реформы (передача собственнику несение бремени за помещение и общее имущество) – невозможна. |
2.Отсутствует система постоянной ресурсной поддержки и обмена опытом среди НКО, работающих в жилищной сфере |
-Необходимо осуществлять равномерное (географически) и регулярное взаимодействие жилищных НКО. -Услуга по жилищному просвещению должна быть качественной и исчерпывающей. |
3. Изменения жилищного законодательства требуют разработки новых технологий просвещения (в частности по созданию советов многоквартирного дома, по медиации, по согласованию тарифов на коммунальные услуги) |
-Актуальность обусловлена тем, что собственники должны быть вовлечены в процесс создания советов. Если они выразят безразличие, то инициатива по созданию советов перейдет управляющим организациям и органам местного самоуправления. То есть, опять собственник останется в стороне. -Постоянные споры между собственниками и представителями управляющих организаций и ТСЖ влекут постоянные высокие издержки на судебные разбирательства. Технология медиации позволит минимизировать социальные и финансовые затраты. -Необоснованный рост тарифов влечет за собой неплатежи за жилищно-коммунальные услуги. Переговорные площадки позволят внедрить практику согласования тарифа до утверждения его региональной энергетической комиссии. |
4.Слабые политические позиции жилищных НКО на региональном и местном уровне |
-Актуальность данной проблемы лежит в плоскости укрепления позиций НКО через включение в представительные органы и повышение их экспертной значимости. |
5.Отсутствие равномерного уровня подготовленности специалистов жилищных НКО |
-Непрофессиональное оказание услуги может повлечь негативные последствия. |
6.Не во всех регионах существуют жилищные НКО, которые могут быть вовлечены в межрегиональную систему жилищного просвещения |
-Отсутствие профильных организаций создает сложности в осуществлении жилищной услуги. |
1.3.Технологии.
В Программе предлагается использовать разработанные Технологии жилищного просвещения
1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ 1.1 Жилищный консалтинг и студенческие клиники жилищного консультирования 1.2. Жилищное диспетчирование 1.3 Технологии просветительского и информационного обеспечения продвижения и защиты общественных интересов: 1.3.1. Технологии работы с собственниками 1.3.1.1. Образовательные программы 1.3.1.2. Радиопередачи, радиопрограммы 1.3.2.Технологии работы с молодежью 1.3.3.Технологии работы с ОТОС |
2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ 2.1. Гражданская экспертиза 2.2. Гражданский контроль 2.3. Общественные советы 2.4 Содействие в реализации муниципальных программ поддержки собственников жилья, капитального ремонта 2.5 «Гражданский диалог в жилищной сфере» 2.6. Всероссийское совещание ТСЖ |
3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНЫХ НКО 3.1. Создание региональной школы жилищного просвещения 3.2 Летние школы для жилищных НКО 3.3 Клубы председателей ТСЖ, собственников жилья 3.4. Ассоциации поддержки и защиты прав жилищных сообществ (ТСЖ, ЖСК, РАНЖ) 3.5. Ярмарка ТСЖ 3.6 Форумы жилищного просвещения 3.7 Специализированные сайты |
4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО СМИ 1.Проведение информационно-методических семинаров для СМИ 2.Проведение экспертных видеоконференций 3.Консультирование журналистов и представителей СМИ 4.Выпуск совместных продуктов деятельности 5.Тематические интернет-конференции 6.Конкурс среди СМИ специализирующихся на профильной жилищной тематике |
Данные технологии будут доработаны с учетом опыта целевых НКО проекта и будут включать дополнительно технологии:
-создания советов многоквартирного дома;
-внедрения технологий досудебного решения споров посредством медиации;
-переговорные площадки по согласованию тарифов на коммунальные услуги.
Раздел 2. Цель (цели) и задачи программы
Цель программы:
Создание устойчивой системы для ресурсной и институциональной поддержки социально ориентированных НКО, работающих в сфере жилищного просвещения (дополнительного образования) на пилотных территориях реализации программы.
Задачи программы:
1.Внедрение моделей ресурсных центров дополнительного образования по жилищному просвещению в пилотных территориях реализации программы на базе социально ориентированных НКО, работающих в жилищной сфере (технологический аспект программы);
2.Формирование институциональной устойчивости ресурсных центров поддержки жилищного просвещения на уровне субъекта Федерации (институциональный аспект программы);
3.Создание системы устойчивого взаимодействия ресурсных центров жилищного просвещения для обмена опытом и решения институциональных задач на межрегиональном и федеральном уровне (инфраструктурный аспект программы).
Раздел 3. Основные мероприятия программы
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
1. |
Обобщение опыта целевых социально ориентированных некоммерческих организаций и создание «библиотеки лучших практик», содержащей инструменты и технологии жилищного просвещения |
Январь-февраль 2012 |
2. |
Разработка региональных моделей ресурсных центров жилищного просвещения, которые будут организованы на базе целевых социально ориентированных некоммерческих организаций |
Январь-февраль 2012 |
3. |
Разработка библиотеки жилищного просвещения в целях оказания методической поддержки деятельности ресурсных центров |
Февраль-март 2012 |
4. |
Проведение тренинга по передаче технологий жилищного просвещения представителям целевых социально ориентированных НКО |
Март 2012 |
5. |
Проведение в пилотных регионах первоочередных подготовительных мероприятий, направленных на практическую реализацию технологий жилищного просвещения в рамках разработанных на тренинге проектов |
Апрель – октябрь 2012 |
6. |
Проведение общественных слушаний в Общественной Палате РФ на тему «О необходимости формирования государственного заказа на жилищное просвещение граждан» |
Апрель 2012 |
7. |
Разработка модельного нормативного акта по жилищному просвещению на региональном уровне |
Апрель-май 2012 |
8. |
Проведение мероприятий для создания условий по включению представителей целевых социально ориентированных НКО в представительные органы субъекта РФ |
Апрель – июнь 2012 |
9. |
Формирование экспертных советов при ресурсных центрах по жилищному просвещению, созданных на базе целевых социально ориентированных НКО |
Июнь-июль 2012 |
10. |
Проведение в пилотных регионах общественных слушаний на площадках региональных общественных палат по обсуждению модельного нормативно-правового акта (НПА) по жилищному просвещению граждан и формированию предложений по его доработке с учетом региональных особенностей |
8-9 мес. |
11. |
Разработка и внедрение модельного сайта для регионального ресурсного центра по жилищному просвещению |
Июнь-август 2012 |
12. |
Проведение информационных кампаний о деятельности ресурсного центра жилищного просвещения |
Март – октябрь 2012 |
13. |
Создание информационного портала по жилищному просвещению на базе сайта заявителя (www.tsg-rf.ru) |
Февраль-октябрь 2012 |
14. |
Проведение координационных заседаний по реализации программы |
январь-декабрь 2012 |
15. |
Создание очередной редакции справочника жилищных организаций |
Март-октябрь 2012 |
16. |
Распространение результатов программы в рамках Форума жилищного просвещения |
Ноябрь 2012 |