Сроки:
1 Октябрь 2007 - 1 Октябрь 2009
Место:
Пилотные города: Пермь, Тверь, Нижний Новгород
Организаторы:
Фонд «Новая Евразия»
Фонд «Институт экономики города»
USAID
Ассоциация НКО по содействию и развитию ТСЖ и ЖСК
Проект реализуется при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию
Партнеры в пилотных городах:
Информационные партнеры:
Ссылки:
Описание Проекта
Введение
Жилищно-коммунальная реформа занимает особое место среди проводимых в Российской Федерации социально-экономических преобразований, так как затрагивает интересы и влияет на жизненный уровень каждого гражданина страны.
Настоящим жилищным законодательством введен новый подход к управлению жилищным фондом. Единственным и полноправным субъектом управления многоквартирными домами стал собственник помещений, который несет полную ответственность не только за содержание своего индивидуально обособленного имущества (квартиры), но и за содержание общего имущества. Являясь основным заказчиком на рынке ЖКХ, он вправе формировать управленческую политику и требовать предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.
Спецификой жилищно-коммунальной отрасли является множественный характер субъектов хозяйственного взаимодействия, которые представлены институтами всех секторов экономики: коммерческие и некоммерческие организации, государственные и муниципальные структуры, физические лица и сообщества физических лиц. Система отношений, возникающих при этом, имеет сочетание коммерческих и некоммерческих начал, границы которых подвижны, что обуславливает процесс взаимопроникновения.
Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость формирования знаний и навыков в сфере жилищного управления, защиты своих прав перед другими участниками жилищно-коммунальных отношений у собственников помещений многоквартирных домов.
Объединение собственников помещений многоквартирных домов в товарищества собственников жилья приобретают все большее значение в свете развития демократических ценностей государства, формирования его правовой и экономической составной в одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности – сохранении и содержании жилищного фонда. ТСЖ является механизмом реализации коллективного права собственников помещений на управление приватизированными квартирами и общим имуществом многоквартирных домов. Он позволяет обеспечить развитие рынка качественных жилищных услуг и контроль над сохранением качества продукта, производимого внешними поставщиками.
Проект «Поддержка собственников жилья» играет важную роль в процессах жилищно-коммунальной реформы. Проект на практике доказывает необходимость формирования: прозрачной системы организационных, финансовых и договорных отношений при различных способах управления многоквартирными домами; программы развития и поддержки ТСЖ, способных профессионально исполнять функции управления многоквартирными домами, для улучшения состояния многоквартирных домов, качества жизни населения Российской Федерации.
Цель и задачи Проекта
Цель проекта – способствовать повышению эффективности системы жилищного управления и развитию товариществ собственников жилья в Российской Федерации через внедрение новых управленческих моделей при активном участии институтов гражданского общества.
Задачи проекта:
- разработать, апробировать и распространить методический инструментарий, включающий модели управления, практики успешного функционирования ТСЖ, процедуры и политики управления жилищным фондом, необходимые для эффективного функционирования ТСЖ в России;
- разработать модельные подходы к реализации жилищной реформы в части управления жилищным фондом и провести демонстрационные проекты по их внедрению при активном участии всех субъектов жилищных отношений на уровне муниципальных образований;
- повысить общественное участие в решении жилищных проблем на национальном, региональном и местном уровне, создать условия для дальнейшего распространения результатов Проекта в Российской Федерации.
Структура Проекта: 3 компонента
Первый компонент:
В рамках первого компонента создается пакет методических, учебных и информационных материалов по вопросам управления жилищным фондом:
- Методические и практические рекомендации по процедурам организации эффективного жилищного управления многоквартирными домами на территории муниципального образования, в том числе, в части разработки нормативных документов. Будет подготовлен экспертами Фонда «Институт экономики города» с учетом специфики муниципальных образований, на территориях которых будут реализовываться демонстрационные проекты.
- Пакет учебных пособий. Представляет собой набор тематических пособий для собственников жилья, управляющих и других специалистов в жилищной сфере, специалистов местных администраций.
- Учебные курсы. Составлены с учетом дифференцированного подхода по повышению квалификации в сфере жилищного самоуправления:
- для «начинающих» собственников «Жилищный букварь»;
- для управленческих кадров ТСЖ «Базовый профессиональный курс»;
- для управленческих кадров и специалистов жилищного управления «Профессионал-курс»;
- для тренеров по указанной тематике «Технологии процесса обучения по вопросам жилищного самоуправления»;
- Серия из 4-х обучающих видеофильмов по жилищному самоуправлению для широкой аудитории.
Второй компонент:
В рамках второго компонента планируется разработать пять моделей управления многоквартирными домами и реализовать демонстрационные проекты по каждой их моделей. Каждая из них имеет собственные цели и задачи, свой метод осуществления и может быть реализована как самостоятельный элемент жилищной реформы в части эффективного управления многоквартирными домами. В то же время, все предлагаемые модели демонстрационных проектов взаимосвязаны, каждая модель формирует условия для реализации других моделей. Таким образом, реализация всех моделей демонстрационных проектов обеспечит комплексный подход к реализации реформы управления жилищным фондом:
- Модель 1: Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья;
- Модель 2: Формирование собственниками помещений/ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома;
- Модель 3: Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ);
- Модель 4: Формирование эффективных отношений ТСЖ/управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями;
- Модель 5: Внедрение новых механизмов организации и финансирования капитального ремонта/ресурсосберегающей модернизации многоквартирного дома.
Модели демонстрационных проектов будут апробированы в муниципальных образованиях Российской Федерации, которые были отобраны в рамках закрытого Конкурса: гг. Нижний Новгород, Пермь, Тверь. Одним из значимых критериев отбора муниципальных образований было наличие опыта сотрудничества с некоммерческими организациями в жилищной сфере.
Третий компонент:
В рамках третьего компонента планируется провести широкую информационную кампанию, которая транслирует успешный опыт реализации демонстрационных проектов по Российской Федерации. Значительное внимание будет уделяться разработке и реализации эффективных каналов распределения информации. Планируется организовать и провести:
- радиопередачи «Жилищный ликбез»;
- жилищные праздники: День работника ЖКХ, Международный День жителей и Европейский День соседей;
- общероссийские конференции, форумы, совещания;
- публикации в ведущих специализированных изданиях, на тематических сайтах; радио- и телевещание федерального, регионального и муниципального уровня.
Планируемые результаты
Участники проектной команды планируют получить следующие результаты в ходе реализации проекта:
- оказано содействие органам местного самоуправления в создании благоприятных условий для управления жилищным фондом в муниципальных образованиях Российской Федерации;
- создана методическая, учебная и информационная база по вопросам развития жилищного самоуправления;
- сформированы группы ответственных и активных собственников жилья в многоквартирных домах, показывающие пример рачительного отношения к общему имуществу в многоквартирных домах и действительно участвующих в управлении жилищным фондом;
- намечено улучшение социально-коммуникативной среды в муниципальном образовании за счет развития соседских взаимоотношений на уровне многоквартирного дома и формирования системы взаимоотношений между собственниками помещений, товариществами, управляющими организациями и органами местного самоуправления;
- отмечен рост количества объединений собственников помещений в многоквартирных домах (ТСЖ), созданных по инициативе собственников-граждан на основе взвешенного и законно принятого решения;
- отмечено улучшение работы управляющих организаций, что приведет к повышению удовлетворенности жителей качеством их услуг;
- созданы прецеденты активных и позитивных деловых взаимоотношений между собственниками помещений/ТСЖ и управляющей организацией в процессе формирования заказа на услуги, мониторинга выполнения договора управления, соблюдения интересов сторон и т.д., что приведет к повышению привлекательности профессионального управления для собственников;
- усовершенствованы договорные отношения в сфере предоставления коммунальных услуг и ресурсоснабжения, что повысит привлекательность бизнеса по управлению многоквартирными домами для частных, в том числе, малых организаций и индивидуальных предпринимателей;
- разработана муниципальная программа капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечивающая участие пилотного муниципального образования в региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов;
- сформирован порядок организации и проведения собственниками помещений в многоквартирных домах капитального ремонта и модернизации многоквартирного дома с использованием бюджетных субсидий, что обеспечит прозрачность и целевое использование выделяемых на эти цели бюджетных средств;
- сформированы стимулы для собственников помещений в многоквартирном доме инвестировать собственные средства, а также средства банковских кредитов в капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов;
- повышена квалификация специалистов местных администраций, осуществляющих взаимодействие с населением, организациями некоммерческого сектора в жилищной сфере, а также управляющими и ресурсоснабжающими организациями;
- повышена квалификация и укреплены институциональные позиции организаций некоммерческого сектора, оказывающих поддержку собственникам жилья и их объединениям в пилотных муниципальных образованиях;
- получило развитие жилищное движение в России;
- разработаны, апробированы и используются инновационные информационные и образовательные технологии по вопросам жилищного самоуправления;
- успешный опыт демонстрационных проектов распространен для использования в других городах России.
Концепция демонстрационых проектов
1. Общие цели демонстрационных проектов
Общая цель всех демонстрационных проектов - показать на практике, что использование прозрачной системы организационных, финансовых и договорных отношений при различных способах управления многоквартирными домами и эффективное сочетание самоорганизации собственников с профессиональным исполнением функций управления приводят к улучшению состояния многоквартирных домов и повышению удовлетворенности всех заинтересованных сторон на местном уровне.
2. Распределение функций по реализации демонстрационных проектов
Демонстрационные проекты будут выполняться не менее чем в трех муниципальных образованиях, выбранных по итогам закрытого конкурса на основе утвержденных критериев. Готовность пилотного муниципального образования к участию в демонстрационных проектах подтверждается подписанием соглашения о сотрудничестве, заключаемым между органом местного самоуправления пилотного муниципального образования и исполнителем Проекта «Поддержка собственников жилья» - Фондом «Новая Евразия» (далее – Исполнитель проекта).
Для успешной реализации демонстрационных проектов в пилотных муниципальных образованиях все участники вносят свой вклад, который заключается в следующем.
Исполнитель Проекта обеспечивает информационно-методическую поддержку при осуществлении демонстрационных проектов, в том числе:
- содействует разработке необходимых нормативных и методических документов на местном уровне;
- предоставляет органам местного самоуправления и местной партнерской некоммерческой организации рекомендации, пособия, учебные и информационные материалы;
- участвует в проведении консультаций для участников демонстрационных проектов;
- проводит информационные и обучающие мероприятия, в том числе, обучение представителей местной партнерской некоммерческой организации;
- содействует проведению и участвует в информационных кампаниях, общественных тематических дискуссиях (конференциях, круглых столах, диалогах);
- проводит мониторинг и оценку реализации демонстрационных проектов.
Орган местного самоуправления:
- по результатам обсуждений предложенных рекомендаций по управлению многоквартирными домами и с учетом местных условий разрабатывает и утверждает местные нормативные и рекомендательные документы, необходимые для реализации демонстрационных проектов;
- оказывает содействие и обеспечивает необходимыми ресурсами местную партнерскую некоммерческую организацию (организации) для проведения консультационной, обучающей и информационной работы;
- организует и содействует проведению общественных тематических дискуссий (конференций, круглых столов, диалогов);
- через представителя участвует в проведении мониторинга и оценке результатов реализации демонстрационных проектов;
- содействует распространению лучшего опыта через СМИ.
Местная партнерская некоммерческая организация (организации):
- проводит отбор пилотных многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и управляющих организаций для реализации разных моделей демонстрационных проектов;
- организует и участвует в проведении консультаций, информационных и обучающих мероприятий для представителей пилотных домов, товариществ собственников жилья, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, а также для заинтересованных граждан;
- организует и участвует в проведении общественных тематических дискуссий (конференций, круглых столов, диалогов);
- участвует в проведении мониторинга и оценке результатов реализации демонстрационных проектов.
Участники демонстрационных проектов (товарищества собственников жилья, инициативные группы собственников помещений, управляющие организации):
- используют на практике рекомендуемые механизмы, процедуры, правила и формы;
- предоставляют информацию об успехах и сложностях при реализации рекомендуемых механизмов, процедур, правил и форм;
- содействуют проведению мониторинга реализации демонстрационных проектов;
- участвуют в проведении общественных мероприятий, связанных с выполнением демонстрационных проектов.
3. Модели демонстрационных проектов
Для выполнения предлагаются следующие модели демонстрационных проектов:
- Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья;
- Формирование собственниками помещений / ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома;
- Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ);
- Формирование эффективных отношений ТСЖ / управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями;
- Внедрение новых механизмов организации и финансирования капитального ремонта / ресурсосберегающей модернизации многоквартирного дома.
Каждая из перечисленных моделей имеет собственные цели и задачи, свой метод осуществления, и может быть реализована как самостоятельный элемент жилищной реформы в части эффективного управления многоквартирными домами. В то же время, все предлагаемые модели демонстрационных проектов взаимосвязаны, каждая модель формирует условия для реализации других моделей. В связи с этим, проведение демонстрационных проектов будет обеспечивать комплексный подход к реализации реформы управления жилищным фондом. Поэтому особенно важно, чтобы в муниципальных образованиях, участвующих в демонстрационных проектах, были созданы условия для осуществления на практике одновременно всех моделей демонстрационных проектов.
4. Ожидаемые результаты демонстрационных проектов
На первом этапе реализации демонстрационных проектов в муниципальных образованиях будет проведено исследование текущей ситуации в сфере управления многоквартирными домами с целью выявления проблем, требующих разрешения, определения местных условий и особенностей, оценки исходных показателей.
В процессе реализации демонстрационных проектов будет осуществляться их мониторинг всеми участниками, включая исполнителя Проекта, органы местного самоуправления и местные партнерские некоммерческие организации. Цель мониторинга – оценивать выполнение задач демонстрационных проектов, корректировать при необходимости планы и мероприятия и отмечать изменения ситуации.
Итоги демонстрационных проектов будут оценены участниками на последнем этапе их реализации.
Успешный опыт демонстрационных проектов в дальнейшем будет распространен для использования в других городах России.