Проблеме безопасности жилищных сообществ в России не уделяется должного внимания на государственном уровне. И лишь отчасти такая позиция объясняется новизной проблемы и отсутствием следственной практики.
Применительно к данной ситуации, отсутствие следственной практики является, простите за каламбур, следствием, а не причиной этой самой ситуации. Ведь до сих пор правоохранительные органы предпочитали не препятствовать захватам, считая что это дело является спором хозяйствующих субъектов. Потому и не было следственной практики. В итоге за несколько лет существования бизнес-отношений в жилищной сфере этой проблемой на федеральном уровне не занялось еще ни одно ведомство, за исключением органов прокуратуры. На региональном же уровне каждый субъект волен решать проблему по своему усмотрению, или просто не замечать ее. В результате мы имеем, что имеем: рейдерство есть, а эффективной борьбы с ним со стороны государства нет.
В 2006-07 гг. проблема рейдерства наконец-то была осознана в целом. К тому времени коммерческое рейдерство уже приобрело массовость и бандитскую нагловатость. О нем заговорили на самом высоком уровне в связи с коррумпированностью рейдеров в налоговых, правоохранительных и судебных органах, органах государственной власти, а не в связи с судьбой жертв захвата. То есть, позиция государства оказалась такой: нам бы свои проблемы решить – не до вас, жертвы.
Однако тема рейдерства была уже поднята, о ней заговорила пресса, пошли репортажи по ТВ, и государству пришлось как-то реагировать. Кое-где и довольно вяло стали создаваться штабы в составе УВД субъектов федерации для координации борьбы с рейдерством. Громче всех отрапортовала Москва. При влиятельных ассоциациях бизнеса – Торгово-промышленной палате, Российском союзе промышленников и предпринимателей – формируются специальные комиссии и третейские суды, но будут ли они действенными при такой отстраненной позиции властей - это маловерятно. Кроме того, основное внимание, даже почти все внимание в штабах и сходных структурах уделяется рейдерству в малом бизнесе и в сфере офисной недвижимости. Борьба с рейдерством в коммунальной сфере пока не идет, да и саму проблему этого вида рейдерства, как и прежде, озвучивают, в основном, общественные организации России.
Общественные организации делают многое для разрешения сложившейся ситуации. В частности, они постоянно мотивируют неопределенный круг лиц (из всех слоев населения) на ее разрешение. Они моделируют - с разной степенью успеха - последствия деятельности коммунальных рейдеров для страны в целом. 24 июля этого года в комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике прошли общественные слушания «Роль общественных организаций в противодействии рейдерству в ходе жилищной реформы». На слушаниях проблема коммунального рейдерства впервые рассматривалась в полном объеме. По результатам слушаний было
принято решение.
Что же касается государства, то пока оно лишь наблюдает за тем, как эта проблема постепенно обретает масштаб национальной. 185-й федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» подстегнул процесс институализации жилищного самоуправления. Создание ТСЖ постепенно приобретает массовый характер, вместе с ним массовым становится и коммунальное рейдерство. Причем, оно развивается настолько стремительно, что грозит свести на нет все усилия по реформированию ЖКХ. Государству есть над чем здесь подумать, и мы надеемся, что оно не упустит время и вовремя перейдет от осознания проблемы в целом, к решению проблемы коммунального рейдерства.
Материал подготовлен при участии Константина Егорова, Исполнительного директора некоммерческой организации «Фонд поддержки общественных инициатив «Гражданская позиция»
ПУБЛИКУЕТСЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА "ВЕСТНИК ЖИЛИЩНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"